Часть 1: Настройка «мастерской» (Установка и первый запуск)
Установи Python. Это как купить инструмент. Иди на python.org, скачай последнюю версию (она так и будет называться, например, Python 3.12). В процессе установки ГЛАВНОЕ: поставь галочку
Add Python to PATH
. Это как дать системе понять, где лежит твой новый инструмент, чтобы ты мог использовать его из любого места.Выбери блокнот (редактор кода). Писать код в обычном блокноте — как резать лобзиком по картону: можно, но неудобно. Поставь себе один из этих редакторов:
- VS Code: Очень популярный и мощный, как швейцарский нож.
- PyCharm Community Edition: Специально заточен под Python, многое делает за тебя.
- Thonny: Очень простой, создан специально для обучения. Идеален для самых первых шагов.
Всё установили? Отлично! Теперь главное правило: нельзя научиться программировать, только читая. Нужно писать код. Много кода.
Часть 2: Азбука Python (Базовые концепции)
Представь, что ты учишься готовить. Сначала изучаешь основные продукты и инструменты.
1. Переменные — это контейнеры для данных
В них ты хранишь информацию. Как в коробочках на кухне: в одной — сахар (число), в другой — надпись на стикере (текст).
age = 25 # Число (ему можно прибавить, отнять)
name = "Вася" # Строка (текст в кавычках)
is_student = True # Булево значение (True/False, Да/Нет)
#
— это комментарий. Python его игнорирует, он нужен, чтобы объяснять код себе или другим.
2. Основные типы данных — что лежит в контейнерах
- Числа:
10
,-5
,3.14
(целые и с точкой). - Строки (Strings):
"Привет"
,'Мир'
(всегда в кавычках). - Списки (Lists):
["яблоко", "банан", "апельсин"]
— упорядоченный набор элементов. Как список покупок. Элементы можно менять, добавлять, удалять. - Словари (Dictionaries):
{"имя": "Вася", "возраст": 25}
— хранят данные в форматеключ: значение
. Как записная книжка: ищешь по имени (ключ
) и получаешь номер телефона (значение
).
3. Основные операции
- С числами:
+
,-
,*
,/
(всё как в математике). - Со строками:
+
соединяет строки.python greeting = "Привет, " + name # Получится "Привет, Вася"
- Сравнение:
==
(равно?),!=
(не равно?),>
,<
. Результат —True
илиFalse
.python print(10 > 5) # Выведет True print(age == 25) # Выведет True, если age равен 25
Часть 3: Логика и управление (Как заставить программу «думать»)
1. Условные операторы (if/elif/else) — «если –> то»
Это твои решения в жизни: «Если на улице дождь (условие), то возьми зонт (действие). Иначе (else), надень sunglasses».
weather = "дождь"
if weather == "дождь":
print("Бери зонт!") # Обрати внимание на отступ (4 пробела)!
else:
print("Можно в сандалях.")
2. Циклы (Loops) — делать что-то много раз
Цикл
for
: Когда знаешь, сколько раз нужно повторить. «Перемыть каждую тарелку в горке грязной посуды».fruits = ["яблоко", "банан", "киви"] for fruit in fruits: # Для каждого фрукта в списке fruits... print(fruit) # ...напечатай его название. # Выведет: # яблоко # банан # киви
Цикл
while
: Повторяй, пока условие истинно. «Пока чай не стал сладким, добавляй сахар».sugar = 0 while sugar < 3: # Пока сахара меньше 3 ложек... print("Добавил ложку сахара.") sugar = sugar + 1 # Увеличиваем счетчик на 1! print("Чай уже достаточно сладкий.")
**! ВАЖНО: ** Следи за отступами! В Python они не для красоты, а как скобки в других языках. Они показывают, какая строка кода принадлежит к какому блоку.
Часть 4: Функции — «волшебные коробочки»
Функция — это кусочек кода, который можно использовать много раз, просто вызвав его по имени. Как волшебная коробочка-хлебрезка: ты кладешь в нее хлеб (входные данные
), она делает работу (нарезает
) и выдает результат (ломтики
).
# Создаем функцию (говорим Python, что такая коробочка есть)
def say_hello(whose_name): # whose_name - то, что мы "кладем" в коробочку
text = "Привет, " + whose_name + "!"
return text # return - это то, что она "возвращает" (ломтики)
# Используем функцию (пользуемся коробочкой)
result = say_hello("Саша") # Кладем в нее имя "Саша"
print(result) # Печатаем результат: "Привет, Саша!"
another_one = say_hello("Мария") # Можем использовать ее снова и снова!
print(another_one) # Напечатает "Привет, Мария!"
Часть 5: Что делать дальше? Практика, практика и еще раз практика!
Теория без практики — ничего не стоит. Вот твой план на первые недели:
- Самый главный совет: Придумай себе маленький проект. Не «создать новый Instagram», а «программа, которая спрашивает имя и возраст, а потом шутит про год рождения». Так будет в миллиард раз интереснее.
- Учись гуглить. Столкнулся с ошибкой? Скопируй текст ошибки и вбей в Google. 99.9% проблем уже кто-то решил на Stack Overflow. Это главный навык программиста.
- Популярные библиотеки для первых шагов:
random
(для генерации случайных чисел): Сделать игру «угадай число».datetime
(работа со временем): Сделать программу, которая говорит, сколько дней до твоего дня рождения.requests
(для работы с интернетом): Научиться получать данные из веб-API (погода, курсы валют).
- Куда двигаться после основ:
- ООП (Объектно-Ориентированное Программирование): Следующий большой и важный шаг.
- Работа с файлами: Чтение и запись файлов на компьютере.
- Базы данных: Хранение и получение больших объемов данных.
Главное — не бойся. Все с чего-то начинали. Код будет ломаться, ошибки будут выводить из себя, но момент, когда твоя программа заработает так, как задумано, — это pure magic!
Удачи тебя! Если что-то непонятно — ты знаешь, где меня найти (гугли, но если совсем прижмет, пиши – @darkshy@bronyfurry.com).